«Ледокол».

 

Вот у меня тут произошел короткий диалог по «Ай Си Кью» с одним из читателей, который я (с его разрешения) и  публикую, вместе с относительно развернутым послесловием.

 

Добрый вечер. Меня зовут Геннадий. Постоянно получаю и внимательно читаю Вашу рассылку. В одном из постов Вы упомянули Резуна-Суворова, назвав его творчество "альтернативщиной". Не могли бы Вы в одном из следующих постов пояснить своё отношение к его произведениям, почему не считаете его доводы убедительными или что Вас в них смущает? Если, конечно, это Вам интересно. Спасибо.

 

Он предлагает красивую концепцию (см. Другая Европа 1. и Другая Европа 2).

Но красивая концепция не всегда соответствует действительности. Резун же выполнял определенный заказ - уравнять фашизм с коммунизмом.

 

Ну, этот заказ выполнял не один он. И продолжают выполнять не будучи "изменниками". Его "конёк": СССР готовился напасть первым. И толковой критики приводимых им фактов я пока не встречал :-(

 

 

Я не бросаюсь словами типа "изменник" - человек выживал как мог. Солженицин действовал также. Впрочем, с Александром Исаевичем обошлись жестоко и у него были основания мстить.

А концепция Резуна действительно красивая. Но Сталин был слишком осторожен и прагматичен. Здесь репрезентативнее мнение Кургиняна и Джемаля (раз уж сошлись эти два антипода).

Кургинян пишет примерно следующее. Сталин - достаточно «страшный» политик, верный, тем не менее, коммунистической версии Большого Модерна – то есть установке на развитие и рост человечества, стремление к счастью. Поэтому он нашел общий язык с Рузвельтом – представителем другой (буржуазно-демократической)  ветви этого самого Модерна. И был (это подтверждают факты) весьма предсказуемым и надежным союзником.

Попытки же приравнять фашизм и коммунизм для Сергея Кургиняна выглядят отвратительными, и направленными, в конечном счете, на реабилитацию гитлеризма – ярого врага Модерна.

 

Гейдар Джемаль говорит другое. Для него Модерн начался не с буржуазных революций 16 – 17 веков, а с ветхозаветных пророков, Христа и Мухаммеда. И Сталин с этих идейных позиций – нечто вроде римского императора (врага христиан) или монгольского хана (врага ислама). Джемаль считает идею «построения социализма в одной отдельно взятой стране» крайне реакционной и даже языческой, направленной на борьбу против духовного прорыва к трансцендентному богу. И он негативно относится к отказе от идеи мировой революции и сепаратным договоренностям Сталина с США.

 

Разумеется, и Сергей Кургинян, и Гейдар Джемаль разыгрывают собственные политологические партии. Первый является сторонником республиканской администрации США (при всей критике неуклюжести Буша) и альянса с ней России (а также Индии и Израиля). Второй же – адепт всемирной революции обездоленных под знаменем ислама.

Но оба – люди очень интересные и талантливые, и то, что они, в сущности, одинаково охарактеризовали политику Сталина (при полярно противоположных ее оценках) выглядит весьма репрезентативно.

 

Я же, от себя добавлю кое-что. Не будучи специалистом в области военного дела (уж не знаю – является ли таковым Резун-Суворов) не могу судить, на каком расстоянии от границы должна стоять армия, если она планирует нападать, и на каком – если предполагает обороняться. Это вопрос даже не стратегии, а скорее - тактики. Но личность Иосифа Виссарионовича мне представляется достаточно четко. Это прагматик, а не фанатик или авантюрист.

Сталин весьма напоминает некоторых основателей древних и средневековых китайских династий, выбившихся из низов – Лю Бана (основатель Хань), Чжу Юаньчжана (основатель Мин) и др. Лю Бан – староста небольшой деревушки лет до сорока не лелеял никаких великих надежд о господстве над Поднебесной. Его вознесли обстоятельства (хотя он, безусловно, оказался на высоте положения). И действовал он по обстоятельствам – расчетливо и осторожно (но когда необходимо – решительно и беспощадно).

Такими были все создатели великих империй – даже и Филипп Македонский (в отличие от своего романтика-сына). И поэтому, Иосиф Сталин едва ли стал бы заблаговременно готовить Гитлера в качестве «ледокола», дабы разрушить буржуазную Европу и загрести жар чужими руками (идея-фикс Резуна, изложенная в книгах «Ледокол», «Последняя республика» и пр.). Да и зачем ему разрушать уютный буржуазный мир? Он сам имел близкие консервативные воззрения – гимназии вернул, раздельное обучение в школах, офицерские звания, церковь и т.д. А представители троцкистской идеи мировой революции (и, кстати, проекта использования ресурсов Германии для достижения мирового господства) были заклятыми врагами Сталина.

 

Алексей Фанталов.

 

Продолжаем колоть лед.

Меню

 

Hosted by uCoz