История Древнего Китая 2. Философские традиции.

 

Период Ле го является чрезвычайно важным историческим периодом для развития китайской цивилизации. В эту эпоху были созданы главные философские учения страны, что для К. Ясперса послужило поводом для ее включения в так называемое "осевое время" человечества.

Моизм (в честь его основателя Мо Цзы) являлся идеологией некоторых городских кругов. Оценки моизма сильно разнятся. Иногда его называют "идеологией демократических городских кругов Китая", а Лев Гумилев охарактеризовал как "антисистему", (то есть в терминологии теории этногенеза учение с негативным, жизнеотрицающим мироощущением). Впрочем, обе характеристики, в сущности, не противоречат друг другу :)

Название другого учения – даосизм (основатель Лао Цзы) происходит от китайского термина Дао, что, приблизительно можно охарактеризовать как "путь", "закон". Вселенная имеет единое великое Дао, но каждое существо подчиняется и своему "маленькому" дао, находящемся в гармонии с главным. В связи с этим уместно вспомнить притчу о вэйском правителе и мяснике.

Правитель государства Вэй (одно из крупнейших княжеств, возникших на развалинах царства Чжоу) узнал, что в его владениях живет мясник, могущий разрубить тушу быка тремя ударами тесака. Правитель вызвал умельца ко двору. "Как достиг ты такого совершенства?" – "Я всю жизнь постигал дао быка". Далее мясник расказал, что чувствует внутренние пустоты в структуре туши и его тесак следует за ними.

Забавно, что похожим способом действовал и наш ударник производства Стаханов. Он учил молодых шахтеров, что в угольном пласте есть некие центры напряжения. Попади в такой центр отбойником – и пласт буквально взрывается. Как видно, Стаханов был стихийным "даосом" :)

Даосские (даосистские) наставники учили жить в гармонии с миром, еого Дао. Отсюда проповедь "недеяния". "Сиди спокойно у дверей своего дома, и ты увидишь, как мимо пронесут труп твоего врага". Кроме того, их учение включало многие черты натурфилософии. В средние века, даосизм большое внимание стал уделять достижению индивидуального бессмертия алхимическим способом, используя для этого сублимированную сексуальную энергию. По этому поводу уместно вспомнить, что европейские алхимики, хотя и акцентировали внимание на поиске золота, все же, в конечном счете, также стремились к достижению бессмертия в этом мире.

Другим великим китайским учением было конфуцианство (в честь основоположника Кун Цзы). В отличие от даосизма, конфуцианцы свое внимание сосредотачивали не на проблеме "человек и природа", но на "человек и общество", Крайне упрощенно можно сказать, что в основе учения Конфуция лежали два главных принципа: ли и жэнь.

Жэнь переводится как "гуманность". Применительно к китайской специфике это означает "поступай с другими так, как они поступают с тобой". Положа руку на сердце, большинство читателей согласится со справедливостью данного принципа :)

Ли означает "почтительность" и устанавливал характер взаимоотношений между людьми, их обязанности по отношению друг к другу. Причем, интересно, что на первом месте стоят обязанности по отношению к родственникам, а уже на втором – долг перед государством. Из чего видно, что, первоначально, конфуцианство выражало не цели формирующейся империи, а взгляды родового общества.

Подлинно "государственническим" было учение легистов. Легизм подразумевал подчинение личности интересам власти, которой придавалось демиургическое начало, организующее косную природу. В этом сквозила изрядная доля волюнтаризма и жестокости, но надо отметить реальную эффективность деятельности адептов учения.

Алексей Фанталов.

 

История Древнего Китая 3.

Меню