«Золото Рейна».

 

 

            Вчера я слушал в Мариинском театре «Золото Рейна» - предвечерие тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» (включающей также оперы «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».

         Вагнеровский цикл создан на основе германо-скандинавской мифологии и эпоса. Либретто написал сам великий композитор, весьма оригинально построив действие, но сохранив дух нордических легенд.

         При этом Вагнер основные линии заимствовал из скандинавской «Эдды», насыщенной мифами о богах, а имена, и то, что касается героической части,  взял из германской традиции. Поэтому верховный бог Один называется здесь Вотан, бог грома Тор – Доннер, герой СигурдЗигфрид и т.д.

И вот эта опера, в свете наступающей глобализации, звучит неожиданно актуально.

Мы видим здесь женскую стихию Рока, воплощаемую богиней земли Эрдой и ее дочерьми норнами. Над землей великий дух Вотан устанавливает свое мужское господство. Он делает это при помощи великанов Фазольта и Фафнера (стихийных титанических сил) воздвигающих призрачное здание Валгаллы.

Вотан и другие асы Доннер, Фро, Фрика, Фрейя олицетворяют земную Сверхэлиту. Вечную -  пока не разрушится мир.

         Но их правление, держащееся на силе и клятвах, скрепляющих договоры, подрывается от каждого неправого деяния. И вот, в подземном туманном Нибельгейме зарождается враждебная мужским богам власть «ночного войска нибелунгов» (гномов) и их повелителя – Альбериха, отрекшегося от любви ради золота, сковавшего кольцо могущества (Толкиен явно написал своего Горлума под впечатлением вагнеровских опер).

Под Альберихом Вагнер подразумевал международный финансовый капитал, могущественный уже в его время и столь активно пытающийся в последние годы навязать миру свою модель глобализации.

Есть и еще один игрок – Логе, бог огня. Он коварен и непостоянен. Некогда Логе был другом нибелунгов, но перешел на сторону богов. Он обманывает всех – нибелунгов (отнимая у них власть), богов (втягивая их в свою ложь), великанов (передав им проклятое Альберихом кольцо). В Логе проглядывают черты богемного интеллектуала и скрытого революционера, прислуживающего финансовому капиталу и Элите, но презирающего и обманывающего тех и других (и, в свою очередь, ими презираемого).

Весь мир, раскрытый в «Золоте Рейна» основан на неправде и обречен на гибель. И только будущий герой (Зигфрид) способен ценой жизни искупить зло. Но это – сюжет последующих опер «Кольца Нибелунга».

 

Теперь немного о постановке. Никаких неожиданностей для меня не было – опера идет в Мариинском уже несколько лет, и я слушал год назад здесь «Гибель богов». Музыкальное исполнение соответствует самым высоким современным стандартам (тем более что дирижировал сам маэстро Гергиев), пение также (особо отметил бы партию Альбериха – Эдем Умеров). А вот декорации…

Над декорациями трудился некий Йозеф Юсупов. Насколько могу судить, ему принадлежало и оформление постановки «Гибели богов», виденной мной ранее. Судите же сами.

В первой картине, (берег древнего Рейна) роль скал исполняют какие-то вертикально поставленные человекоподобные булыжники, средь которых и протекает действие.

Во второй картине (опера шла без антрактов) на сцену опускаются четыре ноги (вроде башенных кранов), разделенные на сегменты, внутри которых помещены такие же булыжники. Плюс – несколько гигантских горизонтальных фигур, подвешенных к потолку. Все это символизирует построенную великанами Валгаллу – дворец Вотана.

Сами великаны решены как две огромные бесформенные черные колобашки, из которых высовываются головы и плечи певцов. Внутри них скрываются рабочие, перемещающие колобашки по сцене (каковой процесс выглядит довольно комично).

Вероятно, идея была показать древних исполинов как некие глыбы, зародившиеся на заре мира (подобно греческим циклопам, в которых видели художественное воплощение вулканов).

Но в целом, несмотря на хорошую работу художника по свету (Глеб Фильштинский), декорации производят удручающее впечатление. Что делать, необходимо считаться с эстетическим вкусом современных Альберихов.

Художником по костюмам была Татьяна Ногинова, традиционно работающая в Мариинском с операми Вагнера. Она не костюмер по профессии и попала в Маринский довольно случайно (вроде бы кто-то из галерейщиков замолвил за нее слово в подходящую минуту – обычная советская и российская практика). Однако работа Ногиновой выглядит гораздо удачнее декораций. Здесь, правда, нет стиля – скорее внестилье, вневременье. Такие одежды могли бы  носиться и пять тысяч лет до нас, и пять тысячелетий спустя.

Вотан, Доннер, Фро (бог света) и Логе – какие-то эльфы. Дочери Рейна напоминают, скорее языческих жриц (в их костюмах явно влияние декораторов Серебряного века). У сестры Фрики красавицы Фрейи (богини юности, предмете мужского вожделения) длинное золотистое платье с «хвостом» (согласно моде конца девятнадцатого века).

Зловещи черные маленькие Нибелунги (детский хор Мариинского театра) с голыми наращенными черепами. Таков же и сам Альберих, но он большой и желто-зеленый (ведет водный образ жизни).

Превращения Альбериха (в дракона и жабу) решены не очень удачно, с точки зрения современных возможностей. Дракона представляют артистки миманса, держащие зонтики и пробегающие по сцене цепочкой.

Богиня Эрда выступает с закрытым лицом и длиннейшими рогами, которые поддерживают ее дочери норны (также артистки миманса).

В финале Вотан и жена его Фрика водружают себе на головы громадные белые навершия, в виде египетских богов (у Вотана – Анубиса - шакал, у ФрикиБаст – кошка). В общем – всего понемножку.

 

Алексей Фанталов.

"Гибель богов".

 

Алексей Фанталов.

 

"Гелиополь" Эрнста Юнгера.

Меню

 

Hosted by uCoz