Генрих IY и Большой Модерн.
Выдающиеся романы Генриха
Манна – «Молодые годы короля Генриха IY» и «Зрелые годы короля Генриха IY», написанные о короле-гугеноте,
ставшем католиком после Варфоломеевской ночи, вернувшимся к гугенотству,
победившему в жестокой гражданской войне во Франции и
вновь принявшему католицизм («Париж стоит мессы») являются не просто
«исторической беллетристикой». Они были актуальны во время написания (эпоха Второй мировой войны), не потеряли злободневности и сейчас,
в наше постмодернистское время.
В эпоху короля Генриха в
Европе начинали формироваться национальные государства. В основу этого явления
был положен комплексный (видимо, наиболее жизненный принцип). Как изрек Генрих IY: «Я ничего не имею против того, чтобы
там, где говорят по-немецки, правил германский император, а там, где звучит
испанская речь – испанский король. Но там, где говорят по-французски – править
должен я». Что не помешало Франции присоединить немецкоговорящие
Эльзас и Лотарингию и гасконских басков, дыбы войти в
географические (сейчас сказали бы «геополитические» границы).
Король Генрих у Манна –
надежда поднимавшегося тогда Модерна.
Вот романный Генрих IY, оказавшись на западном побережье Франции любит смотреть в сторону Атлантики, предрекая ей
великое будущее. Это явная отсылка к США. Напомню, что книга писалась накануне
великой войны, и Манн очень надеялся, что Франклин Рузвельт не допустит
трагедии. Аналогом американского
президента в подобной роли выступает в конце романа король Генрих Четвертый, готовящий превентивное вмешательство в центральноевропейские дела.
В центральной Европе, в
это время, назревал большой конфликт между католиками и протестантами,
разразившийся вскоре в Тридцатилетнюю войну, унесшую миллионы жизней. Манн
полагал, что если бы его любимый король не был убит, войну удалось бы подавить
в зародыше.
Итак, согласно писателю,
силам Прогресса противостояла старая католическая Европа. На стороне первых –
английская королева Елизавета и ее сторонники, французские
протестанты-гугеноты, разумные католики Франции, интеллектуалы вроде Мишеля
Монтеня, протестанты Голландии, Северной Германии, Скандинавии, Чехии.
Во враждебном лагере –
Священная Римская империя германской нации и Испания (обе возглавляются
Габсбургами), Ватикан, орден иезуитов, древние итальянские князья, ультракатолическая партия Гизов.
Все это приобрело крайне
злободневное звучание в годы Второй Мировой войны.
Войны с силами германского Контрмодерна и его
союзниками. Манн весьма осовременил реальность 16-17 веков (опираясь, все же,
на историческую конкретику).
Особенно писатель
постарался в отношении противников Анри Четвертого.
Герцоги Лотарингии Гизы говорят в книге с сильным немецким акцентом (между
прочим, также как и историческая Жанна д’Арк).
Итальянцы все сплошь интриганы, киллеры и отравители
(аллюзии на муссолиниевскую Италию). Испанский король
Филипп – зловещий паук, почти как в «Тиле Уленшпигеле»
Шарля Костера (аллюзии на франкистскую Испанию).
Разумеется, все это явные
натяжки. Филипп Испанский был по-своему порядочным человеком, с жестко
понимаемыми принципами королевского долга. Иезуиты массу времени уделяли
проблемам образования и создали оригинальную педагогическую теорию.
Их часто обвиняют в подавлении и даже уничтожении личности воспитанников.
На это можно возразить следующее.
Представим бронзовую чашу, сделанную «криво». При помощи молоточка
исправлять ее бесполезно – надо расплавить и отлить заново.
Также и с формированием человеческой личности. Когда «ищущий в духе»
встречает Учителя, он должен довериться ему, отказавшись на время от
собственной воли ради сотворения новой личности. Такая практика существовала и
в западных, и в восточных монастырях. Но совершенно отсутствовала (и
отсутствует), например, в Академиях Нового времени. В этом также проявляется
расхождение Модерна с его оппонентом.
Разумеется, здесь возможны большие опасности. Учитель может оказаться
мошенником, злоупотребив доверием неофита. Или, просто-напросто, последний слишком
слаб изначально, и разобранная личность его, не сможет собраться вновь.
Издержки технологии.
В любом случае, кардинально перестроить собственную структуру без риска и затрат невозможно. Как бы не уверяла нас в обратном реклама: «поможем сбросить лишний вес без изнурительных тренировок» J. Это в аду ворота широкие. В раю они тесные.
Что же, все-таки выражали
король Генрих и его противники? В чем сущность Модерна и противостоящей ему
архаики?
Модерн обычно связывают с
«вертикальной мобильностью» - возможностью для энергичных людей сделать
успешную карьеру, независимо от социального происхождения. С Идеей, что «все
люди рождаются равными и свободными и имеют право на счастье». С идеей изобилия
не только для избранных.
Обычно начало модерна
связывают с Реформацией и буржуазными революциями в Европе
(то есть, 16 веком). Но, иногда вспоминают и «осевое время»,
«философскую веру» (Карл Ясперс), породившие мировые религии. Революционные
«религии откровения», в противоположность «религиям созерцания» защищающим
естественный порядок вещей (Гейдар Джемаль).
Причем, невозможно просто
утверждать, что «религии созерцания» - это язычество, «религии откровения» -
монотеизм. Те же христианство, ислам, иудаизм, буддизм могли становиться на ту
или иную сторону. Будда, Христос, Мухаммед, древние иудейские
пророки, Заратуштра, фараон Эхнатон выступали против современного
им жречества, церковной иерархии – посредников между Богом и Человеком. Но их
последователи вынуждены были эти иерархии восстановить (на новой основе). Для
большинства людей слишком трудно общаться с Богом напрямую.
К шестнадцатому веку
католицизм давно превратился в типичную «религию созерцания». В принципе,
Европа Средних веков во многом напоминала современные ей королевства
Юго-Восточной Азии Многолюдные, с большими богатыми городами, монастырями
(буддийскими), четким феодальным делением общества.
Не так было в исламском мире, где вчерашний раб или бедняк мог стать
великим визирем или эмиром. Что имело, разумеется, оборотную сторону –
возвысившись, он также легко мог потерять голову.
Но внутри Европы активно
работали иные силы – наследники импульса раннего христианства и части тайных
обществ гностиков. И создавали Большой Модерн.
Им противостояли
Габсбурги, ставшие символом феодальной реакции. Иезуиты организовали для этих
кругов идейную платформу, конкурентноспособную по
отношению к модернистским идеям. И, также, как и их
оппоненты, формировали структуры тайных обществ.
Кто же победил, а кто
проиграл? Мы знаем, что Генрих IY, преданной собственной супругой (итальянкой Марией Медичи),
пал от кинжала убийцы. А сын Генриха и Марии – Людовик Тринадцатый
убрал свою мать и ее окружение «с глаз долой» (при помощи незабвенного
Ришелье). Франция вмешалась-таки в Тридцатилетнюю войну и, при помощи шведов,
победила Габсбугов.
Священная римская империя
германской нации – наследие Высокого Средневековья окончательно превратилась в
призрак. Габсбурги вынуждены начать изменять порядок в собственных государствах
с учетом «духа времени».
Был заключен Вестфальский
мир, по сути определявший систему отношений между государствами в Европе до
последнего времени.
Феодализм, вроде бы
повержен. Однако часть аристократии смогла найти компромисс с частью «новых
людей», образовав то, что некоторые аналитики (Джемаль,
Фурсов) склонны считать тайной элитой нашего мира («Сверхэлитой»).
Поэтому, переход от Средних веков к Новому времени произошел более
преемственно, чем переход от античности к средневековью.
Национальные монархи
перестали безоговорочно поддерживать «силы модерна», заключив союз с
ослабленной аристократией. Внук Генриха Четвертого
Людовик Четырнадцатый отменил Нантский эдикт своего деда, гарантировавший
свободу вероисповедания.
Тогда некоторые
модернисты, в свою очередь, договорились с частью аристократии против королей.
И, вслед за Реформацией, грянул тур революций и цареубийств.
Но идеи Большого Модерна
побеждали, несмотря на отдельные зигзаги Реставрации. И находили
радикально-консервативных оппонентов, бичующих их «пошлость и всесмешение». Среди ярких критиков модернизма – Константин
Леонтьев в России и Рене Генон во Франции.
Алексей Фанталов.
Русский народный эпос в иллюстрациях и переложении Алексея Фанталова.
Чудесное исцеление Ильи Муромца.
Бой Ильи с Соловьем-разбойником.
Алеша Попович и Тугарин Змеевич.