История Камбоджи.

 

История Камбоджи с точки зрения теории Льва Гумилева.

До 6 века н.э. на юге Индокитая существовало цивилизованное государство Фунань, с рафинированной культурой. В 6 веке к северу от него резко усилилось прежде вассальное княжество Ченла (можно сказать – «в результате пассионарного толчка»). Оно подчиняет Фунань, и начинает экспансию на север Индокитайского полуострова – «фаза подъема».

К середине 9 века н.э. владения Ченлы простираются почти на весь Индокитай. Страну этого периода историки называют Ангкорской империей.

Фаза подъема заняла 250-300 лет (что соответствует теории Гумилева). В 9 веке началось строительство монументальных индуистских храмов, (которые до сих пор поражают воображение). С точки зрения периода развития Типологически они соответствуют готическим соборам в Европе, и являются выражением накопившейся энергии древних камбоджийцев.

Эта накопившаяся энергия переводит этнос в «акматическую фазу» – «накал». Продолжается создание все более монументальных сооружений, вершиной здесь является колоссальный Анкгор-Ват – главный храм империи. Он был создан при короле Сурьявармане Втором (первая половина 12 века), который вел многочисленные агрессивные войны с соседями (Южным и Северным Вьетнамом).

Войны и честолюбивое строительство разорили страну, которая вступила в первый период смут, сопровождавшийся вторжением воинов Южного Вьетнама – тямов.

Из кризиса (вызванного пассионарным перегревом) Ангкорскую империю выводит король Джайяварман Седьмой. Он громит соседей и строит последний великий храмБайон. В Байоне нет такой строгости и четкости, он более хаотичен и несет черты обращения к буддизму (начавшегося при этом короле).

Джайяварман Седьмой был последним великим правителем империи. После его долгого правления (1181 – 1218 гг.) страна входит в новый, на этот раз затяжной кризис – «период надлома». Таким образом, акматический период продлился также 250 – 300 лет.

В период надлома с севера вторгаются тайцы, создав на территории страны свое государство – Таиланд. Обособляются и вьетнамцы. Камбоджа входит в свои современные границы.

В начале 16 века на территории страны возникает крепкое национальное государство. Новая Камбоджа успешно отражает вторжения  с востока и запада, европейцы отмечают сравнительно высокий уровень благосостояния населения. Основная религия отныне – буддизм.

Благополучие Камбоджи продлилось до начала 18 века. Этот период можно соотнести с «инерционной фазой» по Гумилеву. Затем начался упадок – «обскурация» - тяжелая фаза.

Сперва Камбоджа превращается в арену борьбы между соседями – Вьетнамом и Таиландом. Затем оккупируется Францией. Во время Второй мировой войны здесь побывали японские солдаты.

Но и восстановленное королевство не обрело счастья. Король Сианук отрекся от власти и избрался президентом страны (с мелкобуржуазно-социалистической программой). Затем он был свергнут проамериканским ставленником Лон Нолом, пытавшимся проводить «либеральную модернизацию» (которая нигде, в том числе в России ничего хорошего не принесла). Американские советники сформировали Лон Нолу двухсоттысячную армию, которая проводила карательные акции против засевших в джунглях вьетнамских партизан. А авиация США бомбила эти леса (здесь особая «заслуга» нобелевского лауреата Генри Киссинджера), отчего погибло несколько сотен тысяч крестьян.

В деревне стала расти ненависть к городам, из которых выходили каратели. На почве этой ненависти как чудовищный гриб вырос Пол Пот. Он уничтожил всех других партизанских вожаков, разбил Лон Нола и занял города, после чего в 24 часа выселил всех жителей в джунгли.

Население страны было поделено на три категории. Первая – «недочеловеки» подлежала полному искоренению. Сюда относились, члены королевской семьи (хотя некоторые были пощажены), монахи, интеллигенция, офицерство, буржуазия, коммунисты – словом, все, сколько-нибудь выделявшиеся из массы.

Члены второй категории (в основном – жители городов) подлежали перевоспитанию на трудовых работах в джунглях, и выборочному искоренению.

Наконец, третья категория – бедные крестьяне и отсталые племена считались опорой режима. Но позднее и против них начали проводиться карательные акции.

На кого же опирались полпотовцы? На собственную военно-политическую организацию, в которой состояло 600 тысяч человек обоего пола. В условиях семимиллионой страны этого было вполне достаточно.

Освободила «Демократическую Кампучию» (так свой режим называли полпотовцы) вьетнамская армия – лучшая в мире по стойкости и выносливости. За три года своего правления Пол Пот, Иенг Сари, Кхиеу Самфан, и другие деятели (многие из которых закончили парижскую Сорбонну!) уничтожили от полутора (западные данные) до трех миллионов человек (советские данные).

Теперь население страны составляет около четырех миллионов (в 12 веке население одной столицы – Ангкора насчитывало 700 тысяч человек). Можно предположить, что этнос вошел в состояние гомеостаза (по Гумилеву) – равновесия с природной средой.

 

Алексей Фанталов.

 

"Кто владеет Римлендом - тот владеет миром".

Меню

 

Архаика и Постмодерн – гендерные проблемы.

Архаика и Постмодерн – гендерные проблемы 2.

 

Hosted by uCoz